Правомерны ли смс-рассылки рекламного характера гражданам? Какими нормами законодательства регламентированы подобные действия?

В последнее время носят массовый характер и негативно воспринимаются не санкционированные абонентами рассылки коротких текстовых или иных неголосовых сообщений по сетям подвижной радиотелефонной связи. Осуществляя деятельность по приему и передаче сообщений, ранее оператор связи не имел права фильтровать сообщения и отказаться от доставки отдельных сообщений, даже если имеются сведения, что это рассылка, на получение которой абонент не давал согласия.

Рассылку информации рекламного характера гражданам регламентирует закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1, закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Законом № 272-ФЗ от 21.07.2014 , устанавливается понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи. Это автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о взаимодействии с иностранными операторами связи.

Введена новая статья - ст. 44.1 Закона о связи. Из нее следует, что законной является только рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, при условии что абонент дал согласие на получение сообщений от каждого отправителя. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки или оператор подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено. Проще говоря, бремя доказывания наличия согласия абонента на получение рассылок возложено на ее инициатора (заказчика рассылки или оператора подвижной связи) - это можно считать дополнительной мерой защиты абонентов от нежелательных рассылок.

Законодатель обязал заказчика рассылки заключать договор с оператором. Предметом договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи. Поэтому последний вправе запросить с заказчика рассылки необходимые сведения об объеме рассылки, ее характере, времени проведения и других параметрах. Все это позволит обеспечить нормальное функционирование сети связи оператора и, соответственно, выполнение обязанностей, возложенных на него законом и иными нормативными правовыми актами.

Как и в любом правиле, в ограничении рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи есть свои исключения. Так, описанные выше изменения не повлияют на обеспечение своевременного информирования абонентов в случаях, установленных законодательством (например, при переносе номера или сообщении иных сведений, которые оператор должен доводить по закону), в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Последнее касается инициативы органов власти, отвечающих за обеспечение безопасности граждан. Массовая отправка сообщений в адрес абонентов в случаях, установленных законодательством, а также по инициативе органов государственной власти и управления в связи с осуществлением последними их полномочий не является автоматической рассылкой в том смысле, который вкладывает в это понятие ст. 44.1 Закона о связи.

Данный Закон был дополнен статьей, посвященной особенностям оказания услуг связи гражданам. Они получили право обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается. Проще говоря, абонент вправе пожаловаться на конкретного отправителя автоматической рассылки.

Таким образом, оператор подвижной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента (то есть оператору связи нужно заблокировать рекламного спамера). Данное положение продублировано в ст. 46 Закона о связи, посвященной обязанностям операторов. В частности, еще одной обязанностью стало прекращение оказания услуг по пропуску по сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований упомянутого Закона автоматическую рассылку.

Заместитель прокурора Ермекеевского района                                                            Киньягулов Р.М.